Новости
Объявления
  • 09 Октябрь 2012
      Требуется ландшафтный дизайнер, садовник!!! Приход святого апостола и евангелиста Луки при Дорожной клинической больнице г. Красноярска очень нуждается в человеке, который смог бы ухаживать за территорией при храме. Если вы любите цветы, растения, у вас есть опыт, свободное время и желанье потрудиться во славу Божию, приходите - мы будем рады вашей помощи!!! C нами можно связаться: храм святого апостола и евангелиста Луки г. Красноярск, ул. Ломоносова, 47а матушка Лариса тел. 89233264783   
    09 Октябрь 2012
              Мы набираем сестер милосердия!!! «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Группа милосердия прихода святого апостола и евангелиста Луки при Дорожной клинической больнице г. Красноярска нуждается в вашей помощи ! Если вы ощущаете в себе потребность совершать добрые дела, помогать бескорыстно нуждающимся, ваша душа тянется к милосердию, то мы ищем именно вас! Нет никаких ограничений ни в образовании, ни в возрасте, ни в количестве свободного времени, главное , чтобы вы искренне хотели творить добро ! Ведь даже один час в месяц, потраченный на дела милосердия - это уже ваша жертву Богу!!! С нами можно связаться: храм святого апостола и евангелиста Луки г. Красноярск, ул. Ломоносова, 47а   сестра Елизавета тел. 89233415571   отец Павел тел. 89233264784   apostolluka.prihod.ru  
По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона

1. Легенды, загадки и реальные исторические факты о Феодоре Томском

 

Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно,  именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого  Феодор  и означает "дар Божий". Подвиг, который воспринял праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. "Странничество,  учит великий наставник духовной жизни преподобный Иоанн Лествичник,  есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию". По слову того же святого, подвиг странничества воспринимается с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом.

Еще при жизни старца Феодора Кузьмича ходили про него странные слухи о том,  что это не кто иной, как император Александр Первый; после же смерти его слухи еще более распространились и усилились. И тому, что это был действительно Александр Первый, верили не только в народе, но и в высших кругах и даже в царской семье в царствование Александра Третьего. Верил этому и историк царствования Александра Первого, ученый Шильдер.

                       

Поводом к этим слухам было:

 во-первых, то, что Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьезной болезнью,

во-вторых, то, что умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге,

в-третьих, то, что, когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали,

в-четвертых, то, что Александр неоднократно говорил, писал (особенно часто в последние годы жизни), что он желает только одного: избавиться от своего положения и «удалиться от мира»,

в-пятых, при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина его была багрово-сизо-красная, что никак не могло быть на теле императора (незадолго до этого, унтер-офицер 3-й роты Семеновского полка Струменский, схожий с Александром I, умер от того, что был до смерти засечен шпицрутенами).

Еще один факт, который стал известен значительно позднее: племянник лейб-хирурга Д.К.Тарасова, подписавшего свидетельство о смерти царя Александра, профессор И.Т.Тарасов утверждал, что его дядя называл государя человеком святой жизни, но избегал разговоров о дне кончины любимого царя и почему-то не заказывал о нем панихид вплоть до 1864 года, после чего стал служить их ежегодно.

Что же касается до того, что именно Кузьмича считали скрывшимся Александром, то поводом к этому было:

 во-первых, то, что старец был ростом, сложением и наружностью так похож на императора, что люди, видавшие Александра и его портреты, находили между ними поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же характерная сутуловатость;

во-вторых, то, что Кузьмич, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки, имел широкий кругозор,  был знаком со многими влиятельными людьми.

К первым сообщениям о его тождестве с императором Александром I относятся:

·         в доме казака Сидорова, приютившего старца, появился казак Березин, долгое время служивший в Петербурге, в Феодоре Кузьмиче он опознал покойного императора;

·         в начале XX века появилось свидетельство казака Антона Черкашина, который сообщал, что местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, также опознал в старце царя и утверждал, что не мог ошибиться, так как неоднократно видел Александра I в столице;

·       известное по рассказу казака Сидорова высказывание Феодора Кузьмича, которое было расценено как наличие у него связей в петербургском обществе: вспоминая однажды в разговоре Красноярск и его начальство и будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет».

 Этот рассказ был записан М.Ф. Мельницким непосредственно со слов Александры Никифоровны Федоровой -  ученицы и любимицы старца.

 Однажды, еще в пору девичества, Саша сказала, что ей очень хотелось бы увидеть царя, имея в виду Николая Первого. Старец задумался и отправил ее в Почаевский монастырь, наказав там найти некую добрую графиню-паломницу.  В обители девушке указали на графиню Остен-Сакен, у которой Саша прогостила после этого несколько месяцев в Кременчуге. Здесь сбылась ее мечта – она не просто увидела царя, но и познакомилась с ним. Николай Павлович был с девушкой очень ласков, забросал ее вопросами о крестьянской жизни.  Но что самое интересное – вернувшись, Саша безо всякой задней мысли сказала старцу:

 – Батюшка Феодор Кузьмич, как вы на императора Александра похожи!

 Старец изменился в лице, нахмурился и спросил, кто научил ее это сказать. Девушка испугалась. Ответила, что никто ее не учил, просто она видела портрет царя Александра у Остен-Сакенов. И мало того, что покойный государь лицом со старцем схож, но и руку так же любил держать. Феодор Кузьмич встал и вышел в соседнюю комнату. Саша при этом заметила, как он отирает рукавом слезы.

Вблизи Сибирского тракта, где пребывал, переезжая с одного места на другое, старец с 1837 по 1864 годы, как известно, жили в ссылке и на поселении декабристы. В.К. Кюхельбекер в письме к тётке в Петербург пишет: «Напрасно декабристы связывали свою судьбу с в. кн. Константином Павловичем, человеком вздорным и совершенно не подходящим для этой роли, о чём свидетельствовал бывший у нас здесь Царь». (Сообщено потомком декабриста Виктором Михайловичем Кюхельбекером историку старца.)

Также известно, что только монахи, постриженные из великих князей и царей, имели отчества. 

        Мог ли царь бросить все и уйти?

Как-то раз Вяземский обронил об Александре I: "Сфинкс, не разгаданный до гроба". Всю жизнь над Александром I тяготел укор совести за участие в заговоре против собственного отца - Павла I. В свое царствование император осуществил в России немало реформ, выиграл войну с Наполеоном, за что и был прозван Благословенным. Однако грех цареубийства не отпускал даже и четверть века спустя. Александра тяготила и незавершенность реформ по облегчению участи народа, сама невозможность их завершить. В последние годы жизни он отличался смиренной жизнью. Его все чаще видели подолгу молящимся. В сентябре 1825 года, накануне отъезда в Таганрог, ночью император один, без всякого сопровождения, отправился в Александро-Невскую лавру, там он долго молился, а затем беседовал со старцем Алексием. 

И стоит ли удивляться легенде, что однажды душа его и вся судьба перевернулись - император стал нищим странником?! 



Назад к списку