Новости
Объявления
  • 09 Октябрь 2012
      Требуется ландшафтный дизайнер, садовник!!! Приход святого апостола и евангелиста Луки при Дорожной клинической больнице г. Красноярска очень нуждается в человеке, который смог бы ухаживать за территорией при храме. Если вы любите цветы, растения, у вас есть опыт, свободное время и желанье потрудиться во славу Божию, приходите - мы будем рады вашей помощи!!! C нами можно связаться: храм святого апостола и евангелиста Луки г. Красноярск, ул. Ломоносова, 47а матушка Лариса тел. 89233264783   
    09 Октябрь 2012
              Мы набираем сестер милосердия!!! «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Группа милосердия прихода святого апостола и евангелиста Луки при Дорожной клинической больнице г. Красноярска нуждается в вашей помощи ! Если вы ощущаете в себе потребность совершать добрые дела, помогать бескорыстно нуждающимся, ваша душа тянется к милосердию, то мы ищем именно вас! Нет никаких ограничений ни в образовании, ни в возрасте, ни в количестве свободного времени, главное , чтобы вы искренне хотели творить добро ! Ведь даже один час в месяц, потраченный на дела милосердия - это уже ваша жертву Богу!!! С нами можно связаться: храм святого апостола и евангелиста Луки г. Красноярск, ул. Ломоносова, 47а   сестра Елизавета тел. 89233415571   отец Павел тел. 89233264784   apostolluka.prihod.ru  
По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона

Немного из истории…….

"Церковные школы одни способны и призваны к тому, чтобы внести в массу народную, особ­ливо в подрастающее поколение, свет истинного учения о предметах веры и церкви, понятие нравственного долга и добрые навыки семейного быта"

К.П. Победоносцев.

Если мы сделаем с вами краткий экскурс в российскую историю, то увидим, что  с введения христианства (988 г.) и до петровских реформ (нач. XVIII в.) "церковная школа была единственным источником просвещения" в России. С реформами Петра Первого "для высших слоев явились университеты и гимназии по европейскому образцу, а простой народ остался при своем прежнем церковном обучении". В период XI – XVI веков в России дело воспитания и образования взяли на себя монастырские школы, где учителями, в основном, были лица священного сана или монахи. Метод обучения здесь  наиболее отвечал православному сознанию и исходному типу православного учительского служения. Учитель открывал ученику Божественные истины в личном, духовном и молитвенном общении, на вдохновляющем, близком примере собственной жизни.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Наиболее значительной явилась деятельность Новгородской архиерейской школы, основанной братьями Лихудами. Под методическим началом ее работало 15 меньших школ, в которых преподавали ученики из Новгорода. Такие школы стали называться архиерейскими.

В XIX веке могучая волна просвещения, поднявшаяся в России в царствование Александра I, захватила и духовные школы, и захватила настолько, что положила начало духовно-училищной реформе, продолжавшейся весь XIX век. Работа по подготовке реформы началась уже в 1804-1805 годах и была завершена в 1808 году. Тогда же для руководства и наблюдения за духовными школами   возникло особое учреждение – Комиссия духовных училищ, которая в 1839 году была реорганизована в Духовно-Учебное Управление, а в 1867 году – в Учебный Комитет. Для высшего  руководства церковноприходскими школами с 1885 года при Синоде учрежден Училищный Совет под председательством одного из присутствующих в Священном Синоде архиереев.

Еще в 1879 году в Комитете Министров единогласно было выражено убеждение, что духовно-нравственное развитие народа, составляющее краеугольный камень всего государственного строя, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведовании начальными школами. В 1882 году была учреждена комиссия, которая после продолжительной справочной работы выработала правила о церковноприходских школах и школах грамоты. Эти правила в 1884 году были высочайше утверждены. Государь при этом написал: "Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле". В 1885 году для высшего управления церковными школами учрежден при Синоде училищный совет.

В 1886 году были выработаны программы для церковноприходских школ. Отличие новых программ народной школы от прежних состояло в усилении преподавания Закона Божия, получившего двойное число уроков, в предоставлении значительного места церковному пению и церковнославянскому языку. Сама школьная жизнь приближалась к церкви и священнику. Церковная школа должна была стать нравственным оплотом против чуждых религии и государству учений, приводящих человечество к нравственному одичанию. Высочайшим повелением от 4 мая 1891 года все школы грамоты были отданы в исключительное ведение духовенства.

Управление церковными школами было организовано следующим образом. Во главе – Училищный Совет при Синоде, под председательством присутствующего в Священном Синоде архиерея, за ним следуют епархиальные училищные советы под председательством викариев, ректоров семинарии или заслуженных епархиальных протоиереев, далее – уездные училищные советы. Учреждены должности наблюдателей: уездные, епархиальные и имперский, с двумя помощниками

Идейным вдохновителем создания в России разветвленной сети церковноприходских школ стал К.П. Победоносцев. В них на первое место была поставлена воспитательная цель. Церковноприходская школа призвана была продолжить дело духовно-нравственного формирования ребенка, начатое в семье. "Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры, – пишет К.П. Победоносцев, – школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью – воздействовать на ребенка своею нравственной обстановкой». В церковноприходской школе, которая, по мнению К.П. Победоносцева, является исторически сложившейся истинно народной русской школой, следует изучать: Закон Божий, церковное пение и чтение, русский язык, правописание и счет.

Стараниями К.П. Победоносцева были отпущены большие средства для развития церковноприходских школ и церковного просвещения народа. Материальные затраты  государства в 1884 год составили 55 500 руб., в 1896 году – уже 3 279 000 руб. Далее эти средства со стороны государства ежегодно возрастали в 1,5 раза каждый год, и одновременно изыскивались меры к увеличению  средств от местных органов.

"Положение о церковных школах ведомства православного исповедания", Высочайше утвержденное 1 апреля 1902 года, законодательно закрепляло меры к повсеместному распространению школ ведомства православного исповедания, фактическое существование которых упорядочено Правилами 1884 года. "Церковные школы ведомства православного исповедания имеют целью распространять в народе образование в духе Православной Веры и Церкви".

Согласно данному документу, церковные школы подразделялись на:

Начальные -  для начального обучения детей и взрослых:

• грамоты;

• церковноприходские;

• воскресные.

Учительские - для приготовления учителей в начальные школы:

• второклассные;

• церковноучительские

 

Начальные школы 

Начальные школы стали доступны всем слоям населения, так как открывались при приходах и были устроены в трех разных видах и существовали параллельно или одновременно.

Школы грамоты. Открывались в приходах с разрешения приходского священника. Обучение велось 2 года. Воспитанники и воспитанницы школ грамоты обучались Закону Божьему (молитвам, Священной истории и краткому катехизису), чтению церковнославянскому и русскому, письму, четырем правилам арифметики и церковному пению.

Церковноприходские. Открывались при церквах и монастырях с разрешения епархиального училищного совета. Могли быть: одноклассные (курс обучения три года, в особых случаях четыре года) и двухклассные (обучение пять лет). В них принимались дети в возрасте от 8 лет. Изучались следующие предметы: Закон Божий (молитвы, Священная история, объяснение богослужения и краткий катехизис); церковное пение, церковнославянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика, рукоделие. В двухклассных, кроме того, краткая церковная и отечественная история, география, черчение и рисование. Во внеучебное время могли устраиваться уроки для взрослых, народные чтения, собеседования и курсы для обучения церковному пению и ремеслам.

• Воскресные школы. Открывались с разрешения епархиального училищного совета по разрешению губернского начальства. В воскресные школы принимались как дети, так и взрослые. Обучение проходило в объеме курса одноклассных церковноприходских школ. При них могли быть открыты рукодельные классы, уроки черчения и технического рисования. Заведование возлагалось на священника, по назначению епархиального училищного совета.

Учительские школы

Предполагали более высокий уровень образования. Поступление в них предполагало наличие определенной начальной подготовки.

Второклассные. Имели целью подготовить учителей и учительниц для школ грамоты. Открывались с разрешения Училищного совета при Святейшем Синоде. Во второклассные принимались окончившие курс в начальных учебных заведениях в возрасте от 13 до 17 лет. В женские второклассные школы разрешалось принимать и получивших домашнее образование. Курс учения 3 года. Предметы: Закон Божий, церковная история, общая и русская, церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, гигиена, чистописание, рукоделие. Факультативно: иконописание, музыка, ремесла, сельское хозяйство. Выпускные испытания ученикам второклассных школ проводились советом школы под председательством наблюдателя, епархиального или уездного. Успешно окончившим курс выдавались свидетельства на звание учителя или учительницы школы грамоты. Окончившие курс второклассной школы и с успехом проработавшие не менее двух лет в церковных школах имели право на получение звания учителя или учительницы церковноприходской школы по сокращенному испытанию.

Церковно-учительские. Имели целью подготовку учителей и учительниц для начальных училищ всех разрядов. Они открывались Святейшим Синодом. Курс обучения продолжался три года. В них принимались только окончившие курс второклассных школ или иных учебных заведений, не ниже курса второклассных школ. Для практической подготовки учащихся к преподаванию при них состояли двухклассные церковноприходские школы. Предметы: Закон Божий, церковная история (общая и русская), дидактика и  основы педагогики, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковнославянский язык, русский язык, словесность и история литературы, история всеобщая и русская, география всеобщая и русская, математика: арифметика, геометрия, землемерие; сведения о природе, ее силах и явлениях; черчение и рисование; гигиена, рукоделие. Могли преподаваться иконописание, музыка, ремесла, сельское хозяйство. Окончившим курс с отличием выдавался Советами школ аттестат, а остальным – свидетельства на звание учителя или учительницы начального училища.

Таким образом, школы грамоты давали только грамотность; церковноприходские – так называемое элементарное образование; двухклассные – начальное образование; второклассные – приготавливали учителей для школ грамоты; учительские – учителей для церковноприходских школ.

Не ограничивая своей миссии образованием только детей, церковноприходская школа несла просвещение и среди всего деревенского населения. При большей части школ (21 000) имелись библиотечки для внеклассного чтения, не только для учащихся, но и для всех желающих. Более чем в 7 000 школ устраивались религиозно-нравственные чтения, где помимо изучения Евангелия знакомили с историей праздников, объясняли молитвы, заповеди, правила богослужения. Иногда в воскресных школах устраивались вечерние классы, которые заполнялись, в основном, женщинами.

Церковные школы должны были выполнять двоякую функцию. С одной стороны, формировать духовно-нравственные качества личности ребенка (вера в Бога, почитание старших, любовь к Отечеству, трудолюбие, прилежание, чувство долга и моральной ответственности). С другой стороны, "развивая учащихся", церковные школы обязаны были передать детям "полезные для жизни практические знания" (чтение, письмо, арифметика). Вместе с образованием церковные школы влияли и на общую культуру. Во многих церковных школах велось практическое обучение сельскому хозяйству, ремеслам – мальчиков, рукоделию – девочек.

Цель и предназначение церковной школы

Цель православного образования ясна из самого слова: проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель,  это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс.

Основная воспитательная работа церковноприходских школ направлена на воцерковление детей. Это не просто изучение Закона Божьего, но изучение Закона Божьего в приобщении к таинствам, молитве, постижение благочестивого примера родителей и учителей, духовное чтение. Происходит  научение образу жизни в любви по примеру Любви Божественной – такова непростая задача православного педагога. В церковноприходских школах духовной жизни учащихся уделяется основное внимание. У детей появляется возможность к послушанию в алтаре и клиросному пению.

Обучение детей Закону Божию должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Нравственное богословие или уроки благочестия дадут в умах и сердцах юных детей опору, удерживающую от греха соблазна. Цель этих уроков – возненавидеть грех всем сердцем, возлюбить добродетель, и возлюбить так, чтобы устоять самому от соблазнов мира сего, и устояв, помочь своим друзьям, сверстникам сохранить честь и достоинство.

Знания по сравнительному богословию удержат молодого человека от греха изучения псевдорелигий, помогут ему отстоять свою, может быть неокрепшую, православную веру в среде сверстников. Это и есть понимание того, как применить знания по Закону Божию в своей жизни: защитить веру, сохранить честь и достоинство в подражание святым нашей Церкви.

Церковное образование должно стать непрерывным, от живых и интересных уроков Закона Божия для младших детей, через углубленное изучение Священного Писания на занятиях с подростками, к изучению и восприятию нравственного Божественного устроения мира. Вот путь развития и строительства церковной школы. Воскресная она или ей пора уже становиться "ежедневной"? Это не главное. Главное в том, чтобы православные школы приводили детей ко Христу, Единому Утолителю духовной жажды, которую ощущает каждый с самого юного возраста.


Назад к списку